Флот СЗРК — один из крупнейших рыбопромысловых флотов в Северном бассейне. В море регулярно выходят более 20 добывающих и вспомогательных кораблей. В то же время на верфях уже строятся новые суда — среди российских компаний СЗРК лидирует по целевым инвестициям в обновление рыбопромыслового флота.
В распоряжении СЗРК сегодня имеются специализированные краболовные и рыболовные суда-фабрики, а также транспортные корабли, занимающиеся доставкой улова на берег. Порты приписки флота — Мурманск и Архангельск. Суда Концерна одобрены властями Китая, Кореи, Японии, Европы и США как поставщики продукции в эти страны.
Промысел рыбы донными тралами в море ведут наши современные морозильные траулеры с перерабатывающими фабриками на борту. Краболовы-процессоры — как специализированные суда, так и модифицированные траулеры, — добывают крабов системами специальных ловушек и тут же, на борту, выпускают готовый продукт.
Мы внедрили на всех судах индивидуальные системы управления безопасностью пищевых продуктов НАССР (Hazard Analysis and Critical Control Points). Наш подход к современной оснастке включает помимо мощной силовой установки и дополнительные опции, такие как системы паллетирования грузов, ускоряющие погрузку-разгрузку и проч.
В 2021 году были запущены в эксплуатацию крупнотоннажные траулеры «Баренцево море» и «Норвежское море», краболовы-процессоры «Азимут», «Арктур» и «Нептун». Промысловые суда концерна на сегодняшний день — одни из самых крупных в своём классе, а траулер «Баренцево Море» получил награду как «Лучший траулер 2020 года по версии Baird Maritime».
Эффективная работа в холодном климате невозможна без полноценных условий для жизни и отдыха. Наш принцип — судно должно быть комфортным для экипажа. Все суда СЗРК оборудованы одно- и двухместными каютами для персонала, просторными кают-компаниями и даже спортзалами и саунами. Питаются моряки централизованно, в судовых столовых, меню составляется с учётом высоких энергозатрат при тяжёлом физическом труде в холодном климате.
Первые компании, вошедшие в состав СЗРК, занимались добычей рыбы в Мурманске и Петрозаводске. Тогда основу флота составляли суда МРТК, СРТМк. В 2002 году был зарегистрирован «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум», его главой стал легендарный капитан Марк Исаакович Любовский.
С 2004 года в Баренцевом и Норвежском морях разрешена добыча Камчатского краба и краба Опилио, которая потребовала переоборудования и постройки специальных судов. И в этом направлении Концерн стал пионером, инвестировав в разработку собственных проектов. Головной краболов-процессор МК-4818 «Зенит» собственного проекта СЗРК был спущен на воду в 2019 году на турецкой верфи «Терсан». В 2021 году новые суда «Арктур», «Нептун» и «Азимут» проекта КСП02 вошли в состав флота и приступили к добыче краба.
В 2014 году в состав СЗРК вошло АО «Архангельский траловый флот» (АТФ) — старейшее рыбодобывающее предприятие Северного бассейна. Его история насчитывает более ста лет: первый промысловый рейс флота начался 29 июня 1920 года, когда в море вышел траулер РТ-30 «Лучинский». Первые траулеры были небольшими судами водоизмещением 600–700 тонн, а на борту каждого такого корабля могло одновременно находиться не более 150 тонн рыбы.
Суда Архангельского тралового флота в 2014 году, конечно, мало напоминали своих далеких «предков», но даже они не вполне соответствовали постоянно растущим требованиям отрасли. Компания одной их первых начала сотрудничество с Выборгским судостроительным заводом (ВСЗ), и уже два новых траулера «Норвежское море» и «Баренцево море» пополнили флотилию консорциума.
Один из траулеров АТФ носит имя Марка Любовского — знаменитого советского, а позже российского капитана и организатора рыбопромышленной отрасли. Марк Исаакович Любовский родился 3 мая 1929 года. Окончив Клайпедское мореходное училище, он заступил на должность штурмана на судах Мурмансельди. В 1955 году Любовский стал капитаном на промысловых судах Беломорской базы Гослова.
Марк Исаакович был отличным знатоком своего дела: он одновременно чтил традиции и не боялся изучать новые подходы. Так, Любовский первым среди капитанов освоил разноглубинный лов тралом на судах СРТ-М. Экипажи под командованием Марка Исааковича приносили значительно больший улов, чем было указано в рейсовом задании.
С 1968 года Любовский трудился на руководящих должностях Беломорской базы Гослова КАССР, позже ставшей АО «Карелрыбфлот». В феврале 2002 года Марк Исаакович занял пост президента Северо-Западной рыболовной компании, в которую вошли 9 рыбодобывающих компаний. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Архангельский траловый флот изначально был сформирован в 1920 году из 12 национализированных траулеров: шести судов архангельского рыбопромышленника Беззубикова и шести — архангельского Центросоюза. В первый год своего существования суда АТФ выловили 1700 тонн рыбы.
(На снимке: рыболовецкие траулеры АТФ у причала Холодильника перед выходом на промысел, 1929 год. Автор — Б. Оттлие, из книги «Архангельск: век минувший», изд-ва «Правда Севера», 2009 г.)
За сто лет своего существования АТФ неоднократно переживал сложные времена. Во время Великой Отечественной войны корабли были изъяты и переоборудованы под военные нужды, но впоследствии суда вернулись к мирному промыслу. «Кризис 90-х» также оказался для компании непростым периодом — полностью выйти из него АТФ удалось только в 2014 году с присоединением к СЗРК.
Сейчас в составе АТФ есть специализированные подразделения по ремонту судов, перевалке и хранению грузов, обучению и переподготовке персонала. Переработка улова ведется как на борту судов, так и на рыбоперерабатывающем заводе в Архангельске
Этот завод был построен немецкой компанией ЕМF по современным стандартам. Рыбоперерабатывающий завод АТФ — неоднократный лауреат российских и международных отраслевых выставок.
Добыча краба, 2022 г.
Добыча краба, 2022 г.